"Дошкольник".

Многолетний опыт работы учителей начальных классов МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа № 2 позволяет констатировать тот факт, что к моменту поступления в школу уровень готовности детей к обучению различен.

Дело даже не в наличии каких-либо знаний или степени сформированности определенных умений и навыков, к примеру, умение читать, считать и т.п. (научить этому детей - одна из задач школы), а в наличии или отсутствии у них ряда качеств, необходимых для успешности обучения, а, следовательно, и для достижения главной цели оптимального общего развития ребенка.

Отсутствие или слабая степень сформированности одних, к примеру, произвольности деятельности, внимания ребенка, могут быть обусловлены объективными причинами - данное качество лишь начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, но это очень важная сторона общего развития деятельности ребенка, так как она в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению.
Другие же, такие как степень синкретизма мышления, являются более субъективными, определяясь в значительной степени уровнем умственного развития каждого ребенка в отдельности.

Мы считаем, что определенная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на общее развитие ребенка, может помочь сформировать необходимые качества, что значительно облегчит детям переход к школьному обучению.

Понимая под общим развитием появление новообразований в психике ребенка, возникающих в результате внутренних, глубинных процессов во всех её сферах - ума, воли и чувств в их взаимодействии, когда, приобретение знаний, умений и навыков является важнейшим, но лишь средством достижения указанной главной цели, считаем необходимым организовать деятельность детей в период занятий в группе "дошкольник" по трем основным направлениям, являющимся составляющими общего развития ребенка; " деятельности наблюдения, " мыслительной деятельности, " практической деятельности.

Вид деятельности определяется спецификой данного возраста, а, следовательно, мы организуем занятия в форме сюжетно-ролевых и дидактических игр, разнообразие которых может решить обширный спектр задач от научения детей слушать и слышать друг друга, продолжать мысль партнера (игра - придумывание), развития у них нормативной регуляции поведения, активности, стремления к достижению успеха, самоутверждению через результаты в игре до развития творческих способностей (игры с правилами).

Все действия, выполняемые ребенком в ходе наших занятий, имеют двоякое значение: " обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний, " продвигают вперед его общее развитие.

Система контроля:
первичная, промежуточная и заключительная диагностика уровней общего развития детей в группе "Дошкольник".

Диагностика уровня готовности к школьному обучению (входная в группу "Дошкольник").

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированное предпосылок к овладению грамотой и математикой.
Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

Данная методика проведения диагностики позволяет также выявить детей "группы риска", для более углубленного обследования уровня психологического развития школьника и наметить пути коррекционной работы.

В ходе педагогической диагностики проверяется:
- состояние пространственного восприятия;
- состояние зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно-моторных координации;
- наличие интуитивных дочисловых представлений;
- овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах семи).

Данные педагогической диагностики позволят с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.
Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.
Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть.
И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.
Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:
- Правильность произношения звуков.
- Умение различать звуки на слух.
- Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
- Состояние словарного запаса.
- Сформированность грамматических систем.
- Владение связной речь.

Развитие речи и художественная литература.
Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой включают в себя 3 основных направления работы.

1. Ознакомление детей с художественной литературой.
На основе такого ознакомления происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм и сведений об окружающем мире.
2. Освоение с помощью учителя специальных средств литературно-речевой деятельности.
Это ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.
3. Развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.
Это задания, направленные на развитие мышления и воображения детей. Эти задания могут быть самыми разнообразными. (Отбор условных заместителей для обозначения персонажей сказки; умение их использовать при пересказе конкретных эпизодов сказки).
Литература подобрана по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста.

Обучение грамоте.
Ведущий принцип обучения грамоте заключается в том, что в формировании у детей начальных умений читать и писать следует идти от звука к букве.
Перед ознакомлением ребенка с буквой необходимо научить его выполнять разнообразные произносительно-слуховые, аналитические и синтетические действия с тем звуком, который эта буква обозначает.
Овладение навыками звукового анализа имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя.

Задачи:
1. Переориентировать детей со смысловой стороны речи на ее звуковую сторону, когда речь становится предметом специального изучения.
2. Знакомство с разнообразием звуков окружающего мира, со звучащим словом.
Научить детей сравнивать слова по громкости, звонкости, познакомить с протяженностью слов.
3. Развивать умение выделять и определять первый звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Математика (развитие элементарных математических представлений).
Предложенные задания будут способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения, речи, а также познавательного интереса не только к математике, но и к процессу обучения в целом, что является необходимым условием его успешности.

Задачи:
1. Развитие логического мышления.
2. Формирование представлений о числе как отдельности и о числе как отношении.
3. Формирование представлений о количественных отношениях.
4. Формирование представлений о числовом ряде и закономерностях образования чисел числового ряда.
5. Развитие внимания, воображения.

Развитие элементов логического мышления.
К старшему дошкольному возрасту, любой ребенок свободно понимает и использует слова, выражающие понятия отношений, существующих между более общими (родовыми) и более частными (видовыми) понятиями.
Но старшие дошкольники вполне в состоянии "перешагнуть" барьер между наглядно-образным и логическим, понятийным мышлением, если сами понятийные отношения раскрываются для них при помощи наглядных моделей.

В качестве моделей используются "круги Эйлера", при помощи которых дети осваивают новые для них типы отношений, например, обратную зависимость между объектом и содержанием понятий: чем богаче содержание понятия (т.е. чем больше признаков оно включает), тем уже его объем, и наоборот.
Предлагаемые детям модели могут отображать 3 и более степеней. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и видового по отношению к более общему.

В программу включено обучение детей моделированию отношений последовательности. Это развивает общую способность к наглядному моделированию отношений сериации - расположения понятия по степени выраженности какого-либо признака.

Моделирование отношений соподчинения и отношений последовательности развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем, оно служит средством упорядочивания имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Изобразительное искусство.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к важному этапу в жизни поможет изобразительное искусство, включающее в себя оригами и лепку.

Занятия по ИЗО "очищены" от технической стороны и насыщены заданиями на эмоциональное восприятие и выражение.
Оригами и лепка способствуют концентрации внимания, т. к. заставляют сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Такие занятия развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Занятия по ИЗО, лепке и оригами имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулируют развитие памяти, знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

Задачи:
1. развитие творческого воображения, конструктивного мышления, художественного вкуса;
2. развитие мелкой моторики рук;
3. развитие памяти;
4. развитие эстетического вкуса и понимания прекрасного;
5. формирование культуры труда;
6. развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности.