Инклюзивное образование.
Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в жизни—здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Действительно, здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Уровень здоровья подрастающего поколения необходимо рассматривать как один из главных, приоритетных показателей развития современного общества.
В связи с этим в 2012 году был разработан проект «Здоровая Школа», учитывающий контингент обучающихся в ОУ: в школе из 460 учащихся обучаются 31 ребенок с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллекта: с умственной отсталостью), а так же дети из «неблагополучных» семей и семей, направленных на лишение родительских прав, многодетных и малоимущих семей и т.п.
Обеспечение условий доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:
1. Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
2. Система обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: во-первых, используется модель инклюзии по типу полной экстернальной интеграции (т.е. полное включение ребёнка в образовательный процесс); во-вторых, используется вариант модели по типу интернальной интеграции с элементами частичной комбинированной и временной интеграции, где дети, не более 12 человек в классе обучаются вместе в условиях общеобразовательной школы.
Инклюзия в данном варианте модели реализуется через единое образовательное пространство, а также через проведение совместных внеурочных мероприятий детей с нормой развития и детей с ограниченными возможностями здоровья; в-третьих, используется технология образования по индивидуальному учебному плану на базе школы через проведение совместной внеурочной деятельности; в-четвертых, технология надомного обучения (1 ученик в силу своего соматического здоровья не может посещать учебное заведение и занимается только в домашних условиях)
3. Формы организационной структуры, ответственной за обеспечение доступности образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: психолого-медико-педагогический консилиум.
ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПСШ №2
Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра?
АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Положение о порядке приема учащихся в МБОУ Покровская СОШ № 2 (.doc)
Заявление на обучение детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья(.doc)
Договор о предоставлении образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья(.doc)
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.
В школе оборудованы кабинеты биологии, химии, физики, ИЗО, географии, ОБЖ, информатики и ВТ, 9 кабинетов начальных классов, 3 кабинета русского языка и литературы, 4 кабинета иностранного языка, 3 кабинета математики, 2 кабинета коррекционно-развивающего обучения, в том числе вспомогательные кабинеты (лаборантские), актовый зал. В школе имеются мастерские (столярная и слесарная) для проведения занятий по техническому труду, кабинеты обслуживающего труда и кабинет профессиональной подготовки учащихся. В мастерских и кабинетах имеются верстаки, станки, швейные машины, наглядные пособия, инструменты. Кабинеты информатики и ВТ оборудованы интерактивными досками, мультимедийными проекторами, сканерами, принтерами, компьютерами. Школьные кабинеты оборудованы необходимыми стендами; плакатами другими наглядными пособиями, огнетушителями. На территории школы имеются: «зеленые уголки отдыха» с беседками, опытно-экспериментальное поле. Более подробно оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы указаны в справке о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школе созданы практически все условия для приема детей с особыми образовательными потребностями (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с психическими нарушениями):
наличие специальных мест в классах, освещение рабочего места с учетом нозологической формы заболевания, рабочие столы имеют необходимую высоту, учитывая потребность детей; транспортная доставка обучающихся с психическими нарушениями к школе; помещения для трудового обучения, для индивидуальной работы и отдыха .
Объекты для проведения практических занятий в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.
В школе имеются мастерские (столярная и слесарная) для проведения занятий по техническому труду, кабинеты обслуживающего труда и кабинет профессиональной подготовки учащихся. В мастерских и кабинетах имеются верстаки, станки, швейные машины, наглядные пособия, инструменты (в справке о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Библиотеки в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.
Школьная библиотека оснащена компьютером, принтером, телевизором, видеомагнитофоном. Имеется большая медиатека.
Библиотечный фонд
Книжный фонд (экз.)
|
Всего |
% обеспеченности
|
||
I ступень |
II ступень |
III ступень |
||
в том числе: |
10029 |
100% |
100% |
100% |
учебники |
9743 |
3706 |
5278 |
1045 |
учебно-метод. литература |
782 |
110 |
711 |
81 |
художественная |
3558 |
------------- |
------------- |
------------- |
подписная |
97 |
------------- |
------------- |
------------- |
Посещение библиотеки и использование учебного фонда библиотеки школьниками с ОВЗ осуществляется согласно локальных актов «Положение о школьной библиотеке», «Положение о порядке формирования, учета и использования учебного фонда библиотеки», «положение о порядке формирования, учета и использования библиотечного фонда библиотеки», «порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины за пределами ФГОС и /или получающими платные образовательные услуги»
Объекты спорта в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.
В школе функционирует оснащенный необходимым оборудованием тренажерный зал, 2 спортзала – 285,9 м2 и 71,1 2 м2. В «большом» – имеются раздевалки, туалеты. Имеется спортинвентарь. Более подробно оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы указаны в справке о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. На территории школы имеются: футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, оборудованная спортплощадка, «зеленые уголки отдыха» с беседками, опытно-экспериментальное поле.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.
В школе создана безбарьерная архитектурная среда, обеспечивающая доступность прилегающей территории (установлен пандус), въезд на территорию школы соответствует требованиям и нормам (для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие); доступность входных путей и путей перемещения внутри помещения (расширение дверных проемов, демонтаж дверных порогов); наличие специально-оборудованных санитарно-гигиенических помещений (просторные туалетные кабинки имеют поручни, штанги).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями:
- применяется следующее техническое обеспечение образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, интерактивных досок и др. Оборудован мобильный класс для занятий с детьми-инвалидами, оснащенный техникой для осуществления дистанционного обучения в школе и на дому (оборудование для видео-конференц- связи). Более подробно оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы указаны в справке о материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для адаптации детей в образовательном пространстве, развития моторных, коммуникативных функций, коррекции проблем поведения и взаимодействия с окружающими оборудована сенсорная комната, выступающая как эффективное средство для быстрого снятия эмоционального перенапряжения, усталости, утомления. Наличие такой комнаты приобретает особое значение в условиях инклюзивной школы – позволяет выстраивать различные варианты работы для детей с особыми образовательными потребностями.
Условия питания и охраны здоровья обучающих в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.
Школа имеет автономное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, укомплектованную современным кухонным оборудованием, Число посадочных мест в столовой – 140. Кратность питания – 1-2 раза в день. Школьники охвачены разноуровневым питанием: за счет местного бюджета организовано льготное питание детей. Льготное питание предоставляется следующим категориям:
· Малообеспеченные
В течение 2016-2018 учебного года количество учащихся, получающих льготное питание увеличилось за счет увеличения количества учащихся, проживающих в многодетных семьях, питание учащихся составляет около 66% от общего числа учащихся, среди учащихся 1-4 кл. – 100%, кроме того, дополнительно платным горячим питанием обеспечиваются 60 человек, а так же учащиеся начальной школы получают бесплатное витаминизированное молоко.. Организация питания школьников осуществляется согласно локальных актов «Положение об организации питания учащихся», «Положение об организации питания в лагере с дневным пребыванием детей»
Медицинское сопровождение и создание условий для здоровьесбережения при получении образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: наличие медпункта в школе, а также широкое использование диагностического аппарата «АРМИС», предназначенного для контроля физиологических параметров и доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки состояния ребенка с учетом региональных половозрастных норм.
С целью осуществления работы по данному направлению в школе организуется следующая система мониторинговых исследований:
- Медицинский
- Создание банка данных по каждой группе заболеваний
- Отслеживание положительной и отрицательной динамики состояния здоровья
- Выявление факторов, влияющих на состояние здоровья и самочувствия учащихся
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, организацией рационального питания
Контроль совместно с родителями за соблюдением режима дня.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.
Техническое обеспечение образования для обучающихся с ОВЗ:
-использование мультимедийных средств,
-интерактивных досок и другое;
-оборудован мобильный класс для дистанционного обучения с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в котором есть доступ к Интернету, работает система ВКС;
-оборудована сенсорная комната для психологических разгрузок.
Обеспечение доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:
1. Создана безбарьерная архитектурная среда
a) доступность прилегающей территории: установлены пандусы
b) доступность входных путей и путей перемещения внутри: расширение дверных проемов, демонтаж дверных порогов
c) наличие специально-оборудованных санитарно-гигиенических помещений: установлено оборудование в туалете
d) наличие специальных мест в классах, освещение рабочего места с учетом нозологической формы заболевания
2. Наличие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) Педагог-психолог
b) социальный педагог
3. Формы психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) Диагностика: диагностика ВПФ, диагностика эмоцианально-волевой сферы, используются опросники, тесты авторов А.А. Варга, В.В. Столина, Г.Айзенка, Р.Кеттела, методический комплект под редакцией Семаго, С.Д. Забрамой
b) коррекция и профилактика адаптационных нарушений: коррекционно-развивающие занятия по программе Д.А Глазунова
c) индивидуальные консультации
d) индивидуальные учебные планы, индивидуальные программы коррекционной работы
e) обеспечение учебно-методическими материалами в доступных формах
f) контроль за графиком учебного процесса
4. Социальное сопровождение (социальная коррекция) профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов:
a) транспортная доставка к школе
b) организация консультирования и сопровождения семей детей-инвалидов и детей с ОВЗ
c) организация досуга
d) участие в адаптированных спортивных состязаниях
e) летнего отдыха
f) организация волонтерского движения в помощь детям-инвалидам
g) взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам социализации
5. Медицинское сопровождение и создание условий для здоровьесбережения при получении образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) адаптация дисциплины "Физическая культура" для детей-инвалидов различных нозологий
b) наличие медпункта
Обеспечение доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:
1. Техническое обеспечение образования для обучающихся с ОВЗ:
a) использование мультимедийных средств, наличие орг-техники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.
b) обеспечение возможности дистанционного обучения
2. Подготовка преподавателей ОУ к работе в условиях обучения детей с ОВЗ
a) количество преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации по проблематике образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
3. Адаптация учебного процесса и основных образовательных программ (ООП) ОУ для детей
a) наличие учебного плана адаптационного для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ООП:
b) наличие учебных дисциплин адаптационного и коррекционного направления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ООП
4. Cоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
a) организация консультирования и сопровождения семей детей-инвалидов и детей с ОВЗ
b) организация досуга
c) участие в адаптированных спортивных состязаниях
d) летнего отдыха
e) организация волонтерского движения в помощь детям-инвалидам
f) взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам социализации