Инклюзивное образование.

Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в жизни—здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Действительно, здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Уровень здоровья подрастающего поколения необходимо рассматривать как один из главных, приоритетных показателей развития современного общества.

В связи с этим в 2012 году был разработан проект «Здоровая Школа», учитывающий контингент обучающихся в ОУ: в школе из 460 учащихся обучаются 31 ребенок с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллекта: с умственной отсталостью), а так же дети из «неблагополучных» семей и семей, направленных на лишение родительских прав, многодетных и малоимущих семей и т.п.

Обеспечение условий доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:
1. Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
2. Система обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: во-первых, используется модель инклюзии по типу полной экстернальной интеграции (т.е. полное включение ребёнка в образовательный процесс); во-вторых, используется вариант модели по типу интернальной интеграции с элементами частичной комбинированной и временной интеграции, где дети, не более 12 человек в классе обучаются вместе в условиях общеобразовательной школы.
Инклюзия в данном варианте модели реализуется через единое образовательное пространство, а также через проведение совместных внеурочных мероприятий детей с нормой развития и детей с ограниченными возможностями здоровья; в-третьих, используется технология образования по индивидуальному учебному плану на базе школы через проведение совместной внеурочной деятельности; в-четвертых, технология надомного обучения (1 ученик в силу своего соматического здоровья не может посещать учебное заведение и занимается только в домашних условиях)
3. Формы организационной структуры, ответственной за обеспечение доступности образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: психолого-медико-педагогический консилиум.

ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПСШ №2

Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра?

АДАПТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ  С РАССТРОЙСТВАМИ  АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА  

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Положение о порядке приема учащихся в МБОУ Покровская СОШ № 2  (.doc)

Положение об организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ Покровской СОШ № 2(.doc) 

Положение об организации индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ Покровской СОШ № 2 (.doc) 

Положение об организации специального (коррекционного) обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) МБОУ Покровская СОШ №2 (.doc) 

Заявление на обучение детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья(.doc) 

Договор о предоставлении образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья(.doc) 

Договор об оказании образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидность) (.doc) 

Договор об оказании образовательных услуг в форме обучения на дому/в период пребывания в медицинской организации(.doc) 

Анкета МБОУ Покровская СОШ № 2 по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федеральных государственных образовательных  стандартов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО) (.xls). 

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

В школе оборудованы кабинеты биологии, химии, физики, ИЗО, географии, ОБЖ, информатики и ВТ, 9 кабинетов начальных классов, 3 кабинета русского языка и литературы, 4 кабинета иностранного языка, 3 кабинета математики, 2 кабинета коррекционно-развивающего обучения, в том числе вспомогательные кабинеты (лаборантские), актовый зал. В школе имеются мастерские (столярная и слесарная) для проведения занятий по техническому труду, кабинеты обслуживающего труда и кабинет профессиональной подготовки учащихся. В мастерских и кабинетах имеются верстаки, станки, швейные машины, наглядные пособия, инструменты. Кабинеты информатики и ВТ оборудованы интерактивными досками, мультимедийными проекторами, сканерами, принтерами, компьютерами. Школьные кабинеты оборудованы необходимыми стендами; плакатами другими наглядными пособиями, огнетушителями. На территории школы имеются: «зеленые уголки отдыха» с беседками, опытно-экспериментальное поле. Более подробно оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы указаны в справке о материально-технической базе  и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе созданы практически все условия для  приема детей с особыми образовательными потребностями (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с психическими нарушениями):

 наличие специальных мест в классах, освещение рабочего места с учетом нозологической формы заболевания, рабочие столы имеют необходимую высоту, учитывая потребность детей; транспортная доставка обучающихся с психическими нарушениями к школе; помещения для трудового обучения,  для индивидуальной работы и  отдыха .

Объекты для проведения практических занятий в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

В школе имеются мастерские (столярная и слесарная) для проведения занятий по техническому труду, кабинеты обслуживающего труда и кабинет профессиональной подготовки учащихся. В мастерских и кабинетах имеются верстаки, станки, швейные машины, наглядные пособия, инструменты (в справке о материально-технической базе  и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Библиотеки в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

Школьная библиотека  оснащена компьютером, принтером, телевизором, видеомагнитофоном. Имеется большая медиатека.

 Библиотечный фонд

Книжный фонд (экз.)

 

Всего

  % обеспеченности

 

I ступень 

II ступень 

III ступень

в том числе:    

10029

100%

100%

100%

учебники  

9743

3706

5278

1045

учебно-метод. литература      

782

110

711

81

художественная    

3558

-------------

-------------

-------------

подписная 

97

-------------

-------------

-------------

 

Посещение библиотеки и использование учебного  фонда  библиотеки школьниками с ОВЗ осуществляется согласно локальных актов «Положение о  школьной библиотеке», «Положение о порядке формирования, учета и использования учебного  фонда  библиотеки», «положение о порядке формирования, учета и использования библиотечного фонда  библиотеки», «порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины за пределами ФГОС и /или получающими платные образовательные услуги»

Объекты спорта в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

В школе функционирует оснащенный необходимым оборудованием тренажерный зал, 2 спортзала –  285,9 м2 и 71,1 2 м2. В «большом» – имеются раздевалки, туалеты. Имеется   спортинвентарь. Более подробно оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы указаны в справке о материально-технической базе  и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.  На территории школы имеются: футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, оборудованная спортплощадка, «зеленые уголки отдыха» с беседками, опытно-экспериментальное поле.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.

В школе создана безбарьерная архитектурная среда, обеспечивающая доступность прилегающей территории (установлен пандус), въезд на территорию школы соответствует требованиям и нормам (для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей  с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие); доступность входных путей и путей перемещения внутри  помещения (расширение дверных проемов, демонтаж дверных порогов); наличие специально-оборудованных санитарно-гигиенических помещений (просторные туалетные кабинки имеют поручни, штанги).

Средства обучения и воспитания в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями:

- применяется следующее техническое обеспечение образования для обучающихся с огра­ниченными возможностями здоровья: использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, интерактивных  досок и др. Оборудован мобильный класс для занятий с детьми-инвалидами, оснащенный техникой для осуществления дистанционного обучения в школе и на дому (оборудование для видео-конференц- связи). Более подробно оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы указаны в справке о материально-технической базе  и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для адаптации детей в образовательном пространстве, развития моторных, коммуникативных функций, коррекции проблем поведения и взаимодействия с окружающими оборудована сенсорная комната,  выступающая как эффективное средство для быстрого снятия эмоционального перенапряжения, усталости, утомления. Наличие такой комнаты приобретает особое значение в условиях инклюзивной школы – позволяет выстраивать различные варианты работы для детей с особыми образовательными потребностями.

Условия питания и охраны здоровья обучающих в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

Школа имеет автономное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, укомплектованную современным кухонным оборудованием, Число посадочных мест в столовой –  140. Кратность питания –  1-2 раза в день. Школьники охвачены  разноуровневым питанием: за счет местного бюджета организовано льготное питание детей. Льготное питание предоставляется следующим категориям:

· Малообеспеченные

  В течение 2016-2018 учебного года количество учащихся, получающих льготное питание увеличилось за счет увеличения количества учащихся, проживающих в многодетных семьях, питание учащихся  составляет около 66% от общего числа учащихся, среди учащихся  1-4 кл. – 100%, кроме того, дополнительно платным горячим питанием обеспечиваются 60 человек, а так же   учащиеся начальной школы получают бесплатное витаминизированное молоко..  Организация питания школьников  осуществляется согласно локальных актов «Положение об организации питания учащихся», «Положение об организации питания в лагере с дневным пребыванием детей»

Медицинское сопровождение и создание условий для здоровьесбережения при получении образования детей с огра­ниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: наличие медпункта в школе, а также широкое использование диагностического аппарата «АРМИС», предназначенного для контроля физиологических параметров и  доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки состояния ребенка с учетом региональных половозрастных норм.

      С целью осуществления работы по данному направлению в школе организуется следующая система мониторинговых исследований:

  • Медицинский
  1. Создание банка данных по каждой группе заболеваний
  2. Отслеживание положительной и отрицательной динамики состояния здоровья
  3. Выявление факторов, влияющих на состояние здоровья и самочувствия учащихся
  4. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, организацией рационального питания

Контроль совместно с родителями за соблюдением режима дня.

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

Техническое обеспечение образования для обучающихся с ОВЗ:

-использование мультимедийных средств,

-интерактивных  досок  и другое;

-оборудован мобильный класс для дистанционного обучения с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в котором есть доступ к Интернету, работает система ВКС;

-оборудована сенсорная комната для психологических разгрузок.

Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся в том числе приспособленных для использования инвалидами с ограниченными возможностями.

Обеспечение доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:

1. Создана безбарьерная архитектурная среда
a) доступность прилегающей территории: установлены пандусы
b) доступность входных путей и путей перемещения внутри: расширение дверных проемов, демонтаж дверных порогов
c) наличие специально-оборудованных санитарно-гигиенических помещений: установлено оборудование в туалете
d) наличие специальных мест в классах, освещение рабочего места с учетом нозологической формы заболевания

2. Наличие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) Педагог-психолог
b) социальный педагог

3. Формы психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) Диагностика: диагностика ВПФ, диагностика эмоцианально-волевой сферы, используются опросники, тесты авторов А.А. Варга, В.В. Столина, Г.Айзенка, Р.Кеттела, методический комплект под редакцией Семаго, С.Д. Забрамой
b) коррекция и профилактика адаптационных нарушений: коррекционно-развивающие занятия по программе Д.А Глазунова
c) индивидуальные консультации
d) индивидуальные учебные планы, индивидуальные программы коррекционной работы
e) обеспечение учебно-методическими материалами в доступных формах
f) контроль за графиком учебного процесса

4. Социальное сопровождение (социальная коррекция) профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов:
a) транспортная доставка к школе
b) организация консультирования и сопровождения семей детей-инвалидов и детей с ОВЗ
c) организация досуга
d) участие в адаптированных спортивных состязаниях
e) летнего отдыха
f) организация волонтерского движения в помощь детям-инвалидам
g) взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам социализации

5. Медицинское сопровождение и создание условий для здоровьесбережения при получении образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) адаптация дисциплины "Физическая культура" для детей-инвалидов различных нозологий
b) наличие медпункта

Обеспечение доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:

1. Техническое обеспечение образования для обучающихся с ОВЗ:
a) использование мультимедийных средств, наличие орг-техники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.
b) обеспечение возможности дистанционного обучения

2. Подготовка преподавателей ОУ к работе в условиях обучения детей с ОВЗ
a) количество преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации по проблематике образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

3. Адаптация учебного процесса и основных образовательных программ (ООП) ОУ для детей
a) наличие учебного плана адаптационного для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ООП:
b) наличие учебных дисциплин адаптационного и коррекционного направления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ООП

4. Cоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
a) организация консультирования и сопровождения семей детей-инвалидов и детей с ОВЗ
b) организация досуга
c) участие в адаптированных спортивных состязаниях
d) летнего отдыха
e) организация волонтерского движения в помощь детям-инвалидам
f) взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам социализации